Египетская кошка - почитаемое до умопомрачения египтянами животное. Иметь кошку в Древнем Египте считалось прерогативой только самых богатых людей, власть придержащих.. .
А в египетском иероглифическом письме львы и кошки имели уже собственные символы – с обозначением «миу» , около 2,5 тысячи лет до нашей эры, в надписях пирамид V и VI династий. Позднее на месте «миу» или «миунт» появляется обозначение «мау» , - несомненно, звуковое подражание кошачьему мяуканью. В Древнем Египте поначалу были одомашнены не только мелкие кошки, но и крупные хищники – гепарды и камышовые коты.
Крупные кошки, содержавшиеся в домах знатных персон, символизировали, прежде всего, власть хозяев. Они сопровождали боевые колесницы в сражениях, участвовали в боях. Гепарды были и охотничьей привилегией богатых людей в Северной Африке, Персии и Индии еще в начале нашего века. Иногда египтяне использовали и камышовых котов для охоты на водоплавающую птицу. Но одомашнивание этих животных не дало практических результатов и поэтому понемногу сошло на нет. Мелкие же кошки остались.
Некоторые факты, свидетельствующие об отношении древних египтян к их любимым животным, помогут нам понять, какую ценность они представляли для людей. В Египте их считали священными, убийство кошки каралось смертной казнью. Если кошка, жившая в доме умирала, то все домочадцы носили глубокий траур, включавший сбривание бровей. Над умершей кошкой совершались все необходимые ритуалы: ее тело бальзамировали, заворачивали в разноцветные покрывала, на мордочку надевали скульптурную деревянную маску. Некоторых кошек хоронили в сделанных по размеру деревянных «гробиках» , других – в плетеных соломенных корзинах. Церемония происходила на огромном кошачьем кладбище, насчитывающем миллионы захоронений.
Богиню кошек называли Баст, или Бастет, это означало, что она является покровительницей Баста, города, в котором находился знаменитый храм кошек. Каждую весну на священное празднование сюда собиралось до полумиллиона людей, и проводилось захоронение ста тысяч мумий кошек в честь непорочной богини (которая, по-видимому, была предшественницей Девы Марии) . Эти праздники в честь Бастет были самыми популярными и наиболее посещаемыми в Древнем Египте, популярность их объяснялась еще и тем, что они превращались в настоящие оргии и ритуальное безумие.
Текст гимна, обнаруженный на колонне IV века до нашей эры и адресованный богу солнца, свидетельствует о силе этого культа:
«О, священная кошка!
Твоя голова – голова бога солнца.
Твой нос – нос Тота, господина трижды более великого, чем Гермополис.
Твои уши – уши Озириса, который слышит голоса всех тех, кто его упоминает. Твой рот – рот бога Атму, господина жизни, который тебя предохранил от грязи.
Твое сердце – сердце Фата» .
Культ кошки был настолько сильным, что продолжался более двух тысячелетий и был официально отменен в 390 году, к тому времени, когда уже фактически перестал существовать.
Египтяне не только преклонялись перед кошками, но и категорически запрещали их вывоз в другие страны. Это приводило к бесконечным попыткам тайно вывезти кошек из страны как престижное домашнее животное. Финикийцы, древние предшественники современных коммивояжеров, рассматривали похищение кошек как своего рода вызов египтянам и вскоре на своих судах стали поставлять высоко ценимых животных пресытившимся богачам Средиземноморья.
Благодаря путешественникам, торговцам и воинам наши герои постепенно расселялись по всему древнему миру. Многочисленные археологические свидетельства и документы тех времен говорят о том, что кошка медленно, но верно проникала в Европу, расселялась на мусульманском Востоке, продвигалась все дальше на север – на территорию нашей страны.
Источник: